Пять пунктов кальвинизма

Основной принцип кальвинизма

Место Библии в системе идей и жизни кальвиниста

Учение о человеке

Учение о спасении

Учение о церкви

Этика

Пять пунктов кальвинизма

Кальвинизм утверждает, что спасение совершается всемогущей силой триединого Бога. Отец избрал людей, Сын умер за них, а Святой Дух совершает спасение, приводя избранных к покаянию, вере и добровольному послушанию Евангелию. Весь труд спасения (избрание, искупление, возрождение) совершается одним лишь Богом и исключительно по благодати Его. Таким образом, Бог, а не человек, определяет, кто из людей получит дар спасения.

Пять пунктов кальвинизма обычно изображаются в виде английского акронима TULIP (тюльпан):

·Total depravity (абсолютная греховность)

·Unconditional election (безусловное избрание)

·Limited atonement (ограниченное искупление)

·Irresistible grace (непреодолимая благодать)

·Perseverance of the Saints (безопасность святых)

1. Абсолютная греховность

Из всех положений кальвинизма это учение чаще всего понимают неправильно. Когда кальвинисты называют людей "абсолютно греховными", они имеют в виду прежде всего не глубину, а полноту человеческой греховности. Грехопадение затронуло каждый аспект личности человека: его разум, его чувства, его волю. Человек не обязательно погряз во грехах, но грехом проникнуто все его существо.
Невозрожденный (неспасенный) человек мертв по грехам своим. Без действия силы Святого Духа душевный человек слеп и глух к вести о спасении. Вот почему это пункт также называют учением о "полной беспомощности" человека. Не знающий Бога человек никогда Его не узнает, если Бог не оживотворит его со Христом.

2. Безусловное избрание

Это учение утверждает, что Бог избрал тех, кого Ему было угодно, чтобы дать им познание Себя. Это избрание не основано ни на каких-либо заслугах или достоинствах приемлющих благодать, ни на Божием предведении относительно того, кто "примет" призыв Евангелия. Бог избрал одних для спасения, а других для осуждения исключительно по изъявлению Своей воли. Он сделал этот выбор еще до сотворения мира.

Однако это учение не снимает с человека ответственности поверить в искупление, совершенное Богом Сыном. Писание одновременно говорит о Божией суверенности в спасении и об ответственности человека поверить, никак не разрешая этого кажущегося противоречия. Справедливо и то и другое: отрицать ответственность человека - значит впасть в небиблейскую крайность гиперкальвинизма, отрицать суверенность Бога - значит впасть в равно небиблейскую крайность арминианства.

Избранные спасены на добрые дела. Таким образом, хотя добрые дела никогда не закроют пропасть, отделяющую человека от Бога, они являются непременным результатом спасительной благодати Божией. Именно это и имеет в виду апостол Петр, когда призывает своих читателей-христиан утверждать свое "звание" и "избрание". Добрые дела свидетельствуют о том, что Бог посеял семена благодати на хорошую почву.

3. Ограниченное искупление Это учение представляет собой ответ на вопрос: "За кого умер Христос?" Библия говорит, что Христос умер за тех, кого Бог дал Ему для спасения. Христос умер за многих, но не за всех. Христос умер конкретно за невидимую Церковь - за всех тех, кто когда-либо по праву носил звание христианина.

Это учение часто наталкивается на возражения - в основном, со стороны тех, кто считает, что оно мешает благовестию. Мы уже убедились, что Христос не потерял ни одного человека из тех, кого дал Ему Отец. Смерть Христа не была потенциальным искуплением за всех людей. Думать так значит унижать искупление Христово. Христос умер, чтобы искупить и освятить Церковь. Христос не искупил всех людей, потому что не все люди спасены - это очевидно. Благовестие в действительности лишь возвышается этим учением, ведь благовестник может сказать своему приходу, что Христос умер за грешников, и что Он не потерял никого из тех, за кого умер!

4. Непреодолимая благодать Следствием непреодолимости Божией благодати является то, что избранные не могут не отозваться на внутренний призыв Святого Духа, когда благовестник или служитель Слова Божия призывает их извне. Сам Христос говорил, что все, кого избрал Бог, придут к познанию Его. Люди приходят к Сыну за спасением, когда Отец призывает их, а Дух Божий ведет возлюбленных Божиих к покаянию. Что за утешение знать, что Евангелие Христово пробьется в наши ожесточенные, греховные сердца и чудесным образом спасет нас через благодатный внутренний призыв Святого Духа!

5. Безопасность святых Это учение утверждает, что святые (те, кого Бог спас) пребудут в руке Божией до тех пор, пока не будут прославлены и посажены на небесах. В Послании к римлянам 8:28-39 ясно говорится, что истинно возрожденного Богом человека ничто и никто не может от Него отлучить. Работа освящения которую Бог начал в Своих избранных будет продолжаться, пока не завершится в вечной жизни. Господь Иисус Христос обещал избранным, что Он не потеряет никого из них и прославит их в "последний день". Кальвинист опирается на Слово Божие и полагается на обещание Христово исполнить волю Отца спасти всех избранных.

Основные идеи кальвинизма

1. Основной принцип

Кальвинизм – это название, данное системе философской мысли, унаследованной нами от Жана Кальвина. Он признан выразителем этой системы, хотя и не был генератором идей, заложенных в ее фундамент. Богословские взгляды Кальвина и других деятелей Реформации рассматриваются как возрождение августинианства, которое, в свою очередь, выросло на основе учения апостола Павла, жившего несколькими веками ранее. Но именно Кальвин в новое время систематизировал подобные взгляды и обосновал их практическое применение.

Эти взгляды составляют единое целое. Кальвинизм – не просто совокупность идей, разделяемых Кальвином и его последователями, но органическое единство с одним общим корнем. Кальвинизм не ограничивается богословием; это – всеобъемлющая система, включающая также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство и дающая нам единое миро- и жизневидение. Фактически кальвинизм представляет собой одну из немногих основополагающих систем религиозной философской мысли, когда-либо открывавшихся человеку.

Кальвинизм зиждется на одном основном принципе.
Этот принцип можно выразить так: Абсолютная суверенная власть бога над миром.

“Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал, не имеет надобности в получении славы от них, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно. Пред Его очами все открыто и явлено; Его знание безгранично, безошибочно и не зависит от творений, – поэтому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного. Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях. Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них”.

2. Место Библии в системе идей и жизни кальвиниста

Если признание верховной роли Бога – ключевая мысль в системе кальвинизма, то совершенно естественно, что кальвинист желает видеть все вещи так, как Бог желает, чтобы он их видел, и стремится выполнить Божию волю во всем. Исходя из этого обстоятельства, легко уяснить, какое место занимает Библия в системе идей и жизни кальвиниста. Он делает Слово Божие каноном, то есть законом своей жизни. Это – закон веры, направляющий его разум, и практика, определяющая его повседневные обязанности.

Первым и изначальным откровением Бога была природа

Бог дал нам две книги, два откровения о Себе: книгу природы и Книгу Священного Писания. Хотя эти откровения неравноценны, признание природы и Писания как откровения Божия является важным началом кальвинизма.

Под книгой природы кальвинист понимает нечто большее, чем просто естественные плоды творения Божия, будь то минералы, флора, фауна или люди. Эти естественные объекты не только сотворены Богом, но Он так же направляет их движение в истории. Поэтому история – как естественная, так и человеческая – открывает нам много истин о Боге и являет Его указующий перст. Говоря о природе и истории, мы включаем в этот круг человека. Псалмопевец сказал однажды: “Я дивно устроен” (Пс.138:14). Сам человек, образ и подобие Бога, может многое поведать о Нем.

Замысел Божий не сведен в какую-то абстрактную систему, но воплощен в природе. Бог желает, чтобы Его творение постигало эти мысли, обнаруживало их единство и гармонию, их сущностную природу и назначение. Отсюда видно, насколько широким взглядом на жизнь должен обладать кальвинист. Он видит свой долг в исследовании всего процесса жизни и должен развить эти скрытые идеи, свести их для себя в гармоническое, ясное целое и найти им применение во Имя Божие. Природа и вся жизнь в целом становятся тем священным полем, где он должен служить Богу.

Вторым откровением Бога стала Библия У Бога есть и другая Книга – Библия. Первоначально существовала только одна книга, одно откровение Бога, а именно – природа. И в грядущем мире будет также существовать только одна книга – новая природа, где человек будет видеть Бога и Его открытую человеку волю. Адам ведал, и человек после искупления будет ведать Божью волю, ясно запечатленную в его душе и окружающей природе, и потому не будет нуждаться в специальном откровении Библии.

Священная книга стала необходимой из-за грехопадения. Когда человек согрешил, и он, и его природа изменились, человеческий разум помрачился, и люди больше не могли видеть вещи такими, какие они есть. Исказился и облик природы, на что указывает рассуждение в Книге Бытия о “терниях и волчцах”. Природа сегодня все еще зеркало, отражающее благодать Божию, но из-за греха она стала как бы кривым зеркалом. Как же человек, с его затуманенным разумом и искаженной природой, может адекватно познать Бога и Вселенную, открыть свою истинную природу и цель своего существования? Вот три главных вопроса, лежащие в основе всего человеческого мировоззрения.

Как человеку при таких условиях обрести правильный взгляд на эти проблемы? Единственное решение заключается в том, что Бог дает ему другую Книгу, Библию, где со всей ясностью открывает единственно верную истину об этих предметах и Святым Духом освещает помраченный человеческий разум таким образом, что человек в состоянии понять ее. Библия в конце концов становится главной основой для всего воззрения христианина на жизнь, ибо, чтобы правильно истолковывать природу и окружающую жизнь, ему нужно библейское видение.

Однако Библия делает нечто большее, чем просто истолковывает природу, - она открывает грешнику путь к спасению. Спасение человека – центральная тема Библии, неразрывно связанная с запечатленной в Книге книг картиной Вселенной и человеческой жизни.

Основы веры и жизни как они запечатлены в Библии, равно как правда о Спасении, представлены нам в конкретных исторических формах и обусловлены тем, что Библия повествует о реальной истории людей и народов. Однако Библия содержит и основополагающие правила жизни, свод начал, в свете которых она дает определенное видение истории, ее фактов, и согласно которым мы должны строить свою жизнь. Эти вечные начала записаны не только в Новом, но и в Ветхом завете.

Следует добавить, что, читая Библию, верующий человек ощущает дыхание Божие, как бы встречается с Богом лицом к лицу – ничто не может быть благодатнее для укрепления веры и утверждения души на путях Божьих. Кальвинисты считают, что чтение Библии должно быть каждодневным, только в этом случае оно приносит несомненную, явную пользу и не позволяет душе зарастать “сорняками” этого мира. Мы верим, что основополагающие истины доступны каждому верующему, обратившемуся к Библии. Вместе с тем чтение без осмысления Библии, без толкования ее трудных мест, без разъяснения взаимной связи ее различных частей, как правило, не приводит к глубокому и совершенному постижению Слова. Поэтому так важны для нас учение Церкви, система взглядов и богословские комментарии. В нашей Церкви традиционно богословию уделяется значительное внимание.

Учение о человеке

Если мы имеем правильное понятие о Боге, мы имеем правильное понятие о человеке. Одно неотделимо от другого. Беда многих учений в том, что о человеке они судят на основании оценок самого человека, когда надо бы руководствоваться суждениями Бога.

Кальвинизм трезво оценивает состояние и способности человека. Он учит, что мы слишком отягощены, или "загрязнены" грехом, чтобы нам удалось совершить нечто угодное Богу. Попробуйте взять грязными руками белую скатерть и не оставить на ней пятен. Так и все наши дела имеют пятна порока и нечистоты. "Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин.1:8). Итак сами мы не в состоянии достичь состояния святости и безгрешности. Мы и сами хорошо это понимаем, сознавая наши способности и "достижения". Но по свойственной нам привычке продолжаем слишком хорошо о себе думать. Но это было бы еще полбеды. Хуже всего то, что многие убеждены, будто Бог думает о них точно так же, как они сами о себе. На самом деле, в глазах Бога мы не слишком многого стоим. Неверующий может делать все, что считает справедливым и благородным, но это будет справедливо и благородно лишь в его глазах.

Человеку следует взять за правило думать о себе так: все, что есть во мне хорошего — от Бога. Все, что во мне плохого, — от меня самого. Но я буду стремиться исправиться. И обязательно исправлюсь с Божией помощью, потому что Он хочет этого. Если я думаю иначе, если считаю, что сам смогу чего-то добиться, — я лишь оскорбляю Бога. Оскорбляю потому, что отвергаю Его помощь и знание меня самого, поскольку думаю, что Он все-таки не так хорошо меня знает, как говорит об этом в Писании; а моя попытка доказать, что я могу освободиться от греха собственными силами, ведет к отрицанию необходимости Голгофского Креста, ведь если это было бы возможно, тогда Христос напрасно пострадал, искупая мои грехи.

Учение о спасении

Основной принцип кальвинистской сотериологии (учения о спасении)заключается в следующем: только Бог спасает грешников. Другими словами, дело спасения зависит только от Него. Для несведущего человека здесь мало что понятно, но укажем, что это положение до сих пор заставляет христиан спорить друг с другом. Если спасает только Бог (исключительно Бог), тогда в чем же заключается моя роль? Кальвинисты исходят из положений Св. Писания, что обретение веры во Христа и дальнейшее пребывание с Богом, вплоть до жизни в Царстве Небесном — исключительно милость Божия, даваемая верующему человеку. Сам человек может только обрести ее. Но ни заслужить, ни выработать, ни завоевать... Другие христиане считают, что вход в Царство Небесное обеспечивается все-таки неким пропуском, заработанным на земле. С точки зрения здравого смысла второй взгляд намного убедительнее. Так привычнее думать, поскольку именно таким образом устроена наша жизнь, в которой за все приходится платить.

Но кальвинизм исходит не из обыденных представлений. Он основывает свои положения на Священном Писании, в котором говорится, что: "благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8-9). Ограничимся одним этим высказыванием и заверим читателя, что при желании он найдет множество указаний Библии на то, что спасение человека зависит только от Бога и что еще до создания мира Бог решил, кто именно получит дар веры. Такова библейская позиция, которую излагает кальвинизм. Надо сказать, что она в корне противоречит тем церковным учениям, которые в деле спасения пытаются поднять роль Церкви за счет Бога. По их понятиям выходит, что спасает грешников Церковь, а не Бог. При всем величайшем уважении к Церкви кальвинист никогда не согласится с этим, поскольку Библия говорит ему совершенно иное. Но и Церковь занимает в кальвинизме весьма высокое место, поскольку спасение проявляется именно в ней. Истинный кальвинист полностью согласен с утверждением, что без Церкви нет спасения.

В спасении грешных людей кальвинист видит величайшее проявление любви Божией. Каждый, кто имеет веру в Иисуса Христа, вправе надеяться на спасение, поскольку Сам Бог обещает это в Своем Слове.

Библия учит, что вера обретается через слышание слова Евангелия. Поэтому кальвинист, будучи истинным христианином, не колеблется проповедовать всему миру Благую Весть о Господе Иисусе Христе, ответственнейшим образом относясь к повелению Спасителя: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие" (Мк.16:15).

Учение о церкви

Что же есть Церковь вообще? Этот вопрос стоит задать, поскольку не все имеют одинаковое мнение на этот счет. До сих пор многие убеждены, что Церковь —это само здание, куда можно зайти и помолиться. Другие представляют ее организацией священников, третьи думают, что Церковь — это что-то вроде учреждения культуры... Библия же говорит нам, что Церковь — это сами верующие. В Церкви Божией они собраны вместе, чтобы слушать Его Слово, возносить в молитве хвалу Ему, принимать в Таинствах Его Святые Дары. Бог создал Церковь для прославления Своего имени и помощи человеку в земной жизни.

Но в Церкви присутствуют не только верующие. Есть и просто посторонние, есть и те, кто еще на пути к обретению веры; есть и такие, кто лицемерно носит обличие христианина. Поэтому кальвинизм учит о невидимой (истинной) Церкви и о Церкви видимой (внешней). Не наше дело допытываться, насколько искренно человек исповедует веру во Христа. Мы верим ему, хотя внимательно смотрим и на его дела. Подлинное же состояние сердца человека знает только Бог. Во все времена истинная Церковь существовала и будет существовать, каким бы ни казалось порой плачевным ее состояние. В каждой церкви какой угодно конфессии есть истинно верующие люди, которые обретут спасение. Ибо спасение, напомним, индивидуально, и дается по вере в Иисуса Христа. Не существует спасения, основанного только на факте принадлежности к какой-либо Церкви, какой бы внушительной и авторитетной она ни казалась.

В Церкви имеет право на существование только то, что установлено Самим Богом. Скажем иначе: имеет полное одобрение в Его Слове. В немалой степени это относится к богослужению. Оно должно быть только таким, каким его угодно видеть Богу, то есть — духовным. Не следует думать, что приукрашивание богослужения в соответствием с человеческими понятиями о красоте способны заменить красоту истины Божией, данной в Слове.

Учение Церкви должно быть всецело основано на Священном Писании или выведено из него с должным применением здравого смысла. Все, что основано не на Писании, следует считать ересью и богохульством. Каждая Церковь обязана предоставить своим членам (прихожанам) четкое и недвусмысленное Исповедание Веры. Это необходимо для того, чтобы каждый верующий мог убедиться, насколько данная Церковь придерживается Слова Божиего. Отговорки, будто это не обязательно, кальвинизм считает недостойной уловкой, что недопустимо для истинной Церкви Божией.
Мы понимаем, что не все Церкви отваживаются применять положения Писания на практике. Будучи обязанными исполнять их, они пытаются выйти из положения через утверждение равновеликости других источников. Но кальвинизм боролся и продолжает бороться за полное очищение Церкви Христовой от всего того, что не соответствует Священному Писанию. В Его Церкви высшим авторитетом всегда будет Слово Божие, а не установления и обычаи людей.

Этика

Особое внимание кальвинистское учение уделяет отношению к труду. Ну и что, скажет читатель, каждому ясно, что надо трудиться. Но кальвинист относится к своей работе, как к возложенному на него поручению Божиему, которое он стремится выполнить максимально хорошо и добросовестно. Очевидно, что человек, работающий лишь в силу необходимости, относится к делу совершенно иначе. Кальвинизм исходит из того, что наше жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. Обычно мы понимаем "призвание" несколько упрощенно: мне интересно пилить доски, а вот копать ямы — как-то не очень. Значит, к первому у меня есть призвание, а ко второму — нет. В кальвинистской терминологии это слово имеет иной смысл: мое призвание есть вся моя жизнь, в течение которой я прославляю Бога своими трудами и приношу обществу "полезные плоды". Поэтому я должен быть очень осторожен в выборе профессии и еще более осторожен в перемене ее. Только если моя новая профессия несомненно послужит к большей славе Господней, я могу подумать о ней.

Заметьте, что многие христиане утверждают как раз обратное: работа (почему-то особенно собственное дело) — греховная суета, служение маммоне. Нет, возражают кальвинисты, надо не отделываться фразами, а упорно работать на этой земле, чтобы действительно преобразовать ее и прославить Бога через свой труд. Ни один день нашей жизни не должен быть потрачен бессмысленно. Даже в отдыхе следует соблюдать благоразумие. Люди, которым приходится заниматься своим собственным делом, понимают, насколько это справедливо. Они уже знают, что только постоянное упорство и напряжение всех сил может обеспечить семье надежное будущее.

Кальвинисты более всего дорожат своим честным именем. Я доверяю вам не потому, что вы дали мне кучу расписок и гарантий, и поклялись страшной клятвой, но просто потому, что знаю вас как доброго христианина (члена той же Церкви, в которую хожу и я) и зрелого мужа. Вы не станете бросаться обещаниями, давать необдуманно слово или ручаться в том, в чем не уверены. Вы дорожите своим именем. Это единственно надежное сокровище, которое можно передать детям. Подумайте о вашем ребенке, который скоро придет в общество. Можете ли вы сказать утвердительно, что он с гордостью будет носить вашу фамилию? Беда в том, что многие до сих пор не понимают одного правила: доброе имя вернуть нельзя.

Hosted by uCoz