По мнению Лютера, наставления Католической Церкви о поисках Бога содержали серьезную ошибку. Они настраивали каждого верующего на долгий путь "возвращения" к Богу, призывали подойти к Богу как можно ближе и ждать, примет ли он человека. Однако беда не в том, что Бог далек и путь к нему требует мужества и подвига. Как раз наоборот. Не Бог отошел от человека - это человечество, погрязшее в грехах, отдалилось от своего Творца. Бог во Христе уже прошел весь путь, необходимый для освобождения человечества. В этом не было ничего нового - но все та же старая весть о милости Божией, потерявшаяся из виду за столетия средневековья.

Реформация заново открыла евангельский смысл спасения во Христе. Обретя эту истину, протестанты освободились от прежнего богословия, затемнявшего, по их мнению, смысл Евангелия, и от обычаев, искажавших его. Протестантство можно определить так: это форма христианства, которая обращается к Богу во Христе, опираясь исключительно на Библию и пытаясь стать той Церковью, которая описана в Новом Завете.

С точки зрения протестантства верующий всегда напрямую связан с Христом - единственным и всеобъемлющим источником милости и благодати. Благодать Христа Святой Дух дает любому христианину через проповедь Слова Божия. Значит, уже не нужно посредничество Девы Марии и святых, уменьшается роль священника, предстоящего за своих прихожан перед Богом.

Таким образом, протестанты считали себя не столько новаторами, сколько приверженцами традиции, заново открывшими древние истины. В основе Реформации - отказ от средневековых новшеств, попытка оживить учение Библии и ранних христианских богословов. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом определяет три основных принципа Реформации. Это исключительный авторитет Слова Божия; спасение по личной вере; священство всех верующих.

ТОЛЬКО БИБЛИЯ (SOLA SCRIPTURA).

Протестанты считают, что лишь Писание должно править в Церкви, так как оно - Слово Божие. Библия - единственный источник божественного откровения, высший авторитет в церковной и повседневной жизни. Традиция может помочь в разъяснении Писания, но его истинный, духовный смысл - в буквальном значении, а не в аллегорических толкованиях.

Бог действует в человечестве через историю. Об этом рассказывает Священное Писание. Бог говорит с людьми посредством библейских текстов, записанных пророками и апостолами. В Своем откровении Бог с любовью обращается к людям, которых Он создал, и люди, возрожденные милостью Божией, слышат Его и отвечают Ему своей верой.

Протестанты говорят, что Господь направляет их посредством Писания. Воля и голос Бога, услышанные таким образом, - это Слово Божие, которое обращено непосредственно к людям и к их насущным нуждам. Вера и церковная практика ошибочны, если они расходятся с буквой Писания.

Для Католической Церкви Священное Писание - лишь один из многих церковных авторитетов. Признавая авторитет Писания, она считает источником и правилами веры не только Библию, но и Предание, выраженное в постановлениях соборов, трудах отцов Церкви и папских энцикликах. Для католиков только они являются законными и непогрешимыми толкователями Библии.

В конце средневековья к Библии обращались главным образом ученые. Изучали ее на четырех уровнях: буквальном, или историческом; духовном, или личностном; аллегорическом, или экклезиастическом; аналогическом, или нравственном. Вера оказывалась только вопросом согласования различных утверждений по поводу Бога, человека, души, милости и других богословских тем. Средневековые богословы неизменно помещали между верующим и Библией авторитет Церкви, перетолковывая ранних отцов Церкви и опираясь на декреты пап.

Многие протестанты были филологами и учеными. Они призывали тщательно изучать библейские тексты и верили, что Писание обращено к интеллектуалам их эпохи точно так же, как к простому народу во все времена. Протестанты стремились к древней простоте веры. Основные расхождения между протестантством и католичеством были сформулированы позже и не сразу.

ТОЛЬКО БЛАГОДАТЬ (SOLA GRATIA).

Протестанты верят, что спасение - это Божий дар, воплощенный в искупительной смерти и воскресении Христа. Достигается спасение только верой. Лютеранское Аугсбургское исповедание веры (1530 г.) гласит: "Прощение грехов и оправдание перед Богом недостижимо нашими заслугами, делами и умилостивляющими Бога действиями. Напротив, мы получаем прощение грехов и оправдание перед Богом по благодати Христа верой, если веруем, что Христос пострадал за нас и что ради Него нам оставляются грехи наши, даруются оправдание и жизнь вечная".

Уверенность в спасении - важнейшая черта протестантства, основанная на евангельском обещании. Спасение "только личной верой" (лат. sola fida) - другая сторона этого же великого принципа Реформации. Протестанты верят, что только действием Бога, смертью и воскресением Иисуса они призваны от греха к новой жизни во Христе. Через это действие от Бога исходят дары Святого Духа, т. е. любовь и добрые дела, произрастающие из милости Божией.

Католики убеждены, что для спасения необходимы посредничество Церкви, наличие веры и добрых дел, которым придается особый, сакральный смысл. Протестанты считают себя спасенными только потому, что их спас Христос. Они не отрицают ни добрых дел, ни Церкви, но не в них видят причины и условия спасения. И добрые дела, и Церковь - это следствие, подтверждение спасения.

КАЖДЫЙ ВЕРУЮЩИЙ - СВЯЩЕННИК.

Третий великий принцип Реформации обычно называют священством всех верующих. В ранней Церкви не было каких-то особо духовных посредников между верующими и Господом. В Евангелиях ничего не сказано ни об этом, ни об особой власти, которую приобрело духовенство в Европе в конце средневековья. Поэтому протестанты отстаивают право любого крещеного по вере человека свободно предстать перед Богом во Христе, не прибегая к помощи посредников, и призывают его проявлять милость и справедливость, быть для ближних "маленьким Христом". Пастор и проповедник отличаются от других христиан своими обязанностями, но не духовным состоянием.

Протестанты отрицают средневековое противопоставление мирской жизни священническому или монашескому служению. Они считают все законные занятия божественным призванием. По словам Лютера, "труд монаха и священника в глазах Божиих ничуть не превыше труда крестьянина или домохозяйки". Есть одно Евангелие, одно спасение через веру; перед Богом все равны: мужчина и женщина, священник и мирянин. Бог призывает всех. Отец семейства и крестьянин, ученый и пастор, слуга и солдат - каждый может служить Богу. Поэтому протестантство требует от каждого верующего регулярно читать Библию и активно участвовать в жизни Церкви и общества.

Протестантское движение изменило положение женщины. Большинство реформаторов в социальной области придерживались консервативных взглядов, но в вопросах религиозных считали женщину не менее священной перед Богом, чем мужчину. Поэтому ее нужно наравне с мужчиной наставлять в вере и обучать чтению. Осудив практику монашества, протестанты закрывали один из путей религиозного служения, открытый для женщин средневековья, но учение об общем священстве всех верующих это с лихвой компенсировало.

ОСНОВНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ С КАТОЛИЧЕСТВОМ.

У протестантов сохранилось исповедание главных догматов христианства: триединого Бога, богочеловеческой природы Христа; признаются три древних Символа веры, в которых эти догматы раскрыты: Апостольский, Афанасия Великого и Никейский.

Важнейший принцип Реформации - "слава только Богу" (лат. soli Deo gloria). Ни папа, ни созданная людьми религия не могут претендовать на Божию мудрость и власть. Власть Бога абсолютна и непознаваема, а спасение человека полностью зависит от Бога и божественного предопределения.

Протестантство считает, что Церковь создается не иерархией или обычаем, а Божиим избранием и призывом к Христу через Евангелие. Говоря словами Аугсбургского символа веры, Церковь - это "собрание всех верующих, где неискаженно проповедуется Евангелие, а святые таинства преподаются согласно Евангелию". Таинств, установленных Христом, всего два: крещение и евхаристия; их можно назвать "зримым Словом Божиим".

Протестанты иногда говорят о "невидимой", или "скрытой", Церкви, чтобы различать истинную Церковь, известную только Богу, и зримые земные организации. Они признают необходимость "видимой" Церкви и стремятся к ее слиянию с истинной Церковью, объемлющей всех, кто призван Богом к спасению.

Протестанты признают апостольские послания частью Священного Писания, но к необходимости апостольского преемства для всякой истинно христианской Церкви подходят по-разному. Принцип протестантства полнее всего выражен в аксиоме: "Церковь преобразованная, но всегда преобразуемая" (лат. Ecclesia reformata sed semper reformanda).

Подчинение Слову Божию означает, что никакие традиции или организации, светские или религиозные, в том числе протестантские, не могут быть абсолютными и непогрешимыми. Теолог ХХ века ПаульТиллих называл принципом протестантства "пророческий суд над религиозной гордыней, церковным высокомерием, светской самодостаточностью и их разрушительными последствиями".

Все протестанты отрицают власть папы, индульгенции, посредничество Девы Марии, заступничество святых и таинства, не преподанные Христом. В большинстве церквей признаются только крещение и причащение. Протестантство отрицает пресуществление (учение о том, что хлеб и вино после освящения превращаются в тело и кровь Христову). Оно не рассматривает мессу как священнодействие, не верит в чистилище, в действенность молитв за умерших, не считает необходимым безбрачие духовенства (целибат) и использование древних языков в церковных службах.

Кроме того, у протестантов нет и многих других церковных традиций: святой воды, мощей, предоплаты за совершение заупокойной службы, четок, икон и свечей в храме. Добрые дела верующего они считают признаком его веры или "предрасположенности" к спасению, но не заслугой перед Богом.

Hosted by uCoz